Швейцарский архитектор Марио Ботта (Mario Botta) – яркий представитель постмодернизма в современной архитектуре со своим особенным архитектурным стилем.
Содержание
Архитектурный стиль Марио Ботта
Проекты Марио Ботта отличаются необычностью: они сочетают эстетику модернизма, при этом, словно, «беседуют» на языке четких и правильных геометрических форм. В работах Марио Ботта прослеживается и модернизм, и элементы конструктивизма.
Геометрическая «правильность» проектов архитектора Марио Ботта неслучайна. Создатель удивительных построек тонко чувствует аскетичную красоту древнего стиля. Тонкое, продуманное несоответствие нормам и стандартам рождало новые нормы и стандарты, следуя за древней архитектурной вернакулярностью. Это удивительным образом сочетается со всеми строгими традициями европейского классицизма.
Постройки Марио Ботта уходят корнями к структуре древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг внутреннего двора, открытого небу в центральной части. Его здания — простые геометрические фигуры, контраст крупных масс и лёгких ажурных деталей, глухие кирпичные стены, скупо прорезанные световыми щелями или внезапно разорванные стеклянными порталами, за что их часто называют «бункерами-бельведерами».
Проекты частных домов
Для нас наибольший интерес представляют его частные дома, которых он построил 25 и на которых сделал себе имя.
Архитектурные особенности и применяемые материалы
Для частных домов Ботта характерны следующие элементы:
- захватывающие дух атриумы;
- зенитные фонари;
- почти лишённые дверей «перетекающие» внутренние пространства.
Жилая площадь его домов составляет 200–240 м², строительный объём — около 1000 м³, применяемые материалы: кирпич, бетонные блоки, каменная плитка, металл, стекло.
Ботта покорились даже цилиндрические формы, что удавалось немногим.
Вилла Бьянки (Casa Bianchi)
В Рива Сан Витале на берегу Луганского озера у подножия г. Сан-Джорджио стоит башня, резко контрастирующая с окружающими виллами и на сегодняшний день она не менее знаменита, чем Fallingwater Фрэнка Ллойда Райта. Вилла была спроектирована Марио Ботта для одного из друзей с учётом довольно скромных доходов последнего.
Башня с основанием 11 х 11 м имеет четыре уровня с просторными террасами, насаженными на центральный стержень лестницы. В простейшие внешние рамки заключены сложные внутренние объёмы.
Поэтажные планы дома (снизу вверх)
По мере движения вверх объёмы этой своеобразной железобетонной «этажерки» становятся все более и более открытыми, предоставляя жильцам возможности для общения с природным окружением.
От верхнего этажа к склону горы переброшен ажурный металлический мостик, окрашенный в красный цвет, резко контрастирующий с окружающей природой.
- Название:
- Вилла Бьянки (Casa Bianchi)
- Расположение:
- Рива Сан Витале, Швейцария
- Архитектура:
- Марио Ботта (Mario Botta)
- Проектирование:
- 1971
- Строительство:
- 1972-1973
- Площадь участка:
- 850 м²
- Общая площадь:
- 220 м2
- Строительный объём:
- 1000 м³
Вилла Роббиана (Casa Robbiana)
Регулярные полоски виллы Роббиана в Массаньо, построенной в 1979–1981 г.г. поперечные и «в ёлочку», поначалу шокируют, но агрессивная внешность резко контрастирует с интерьером этого уютного дома. Дом напоминает притаившегося в зелени ядовитого насекомого, что нисколько не мешает его единству с окружающей средой.
Мягкая зелень и лаконичная геометрия фасада — контраст и единство естественной и искусственной среды. Прямоугольный объем дома глубоко погружён в землю, но его лицевой фасад, значительную часть поверхности которого занимает огромное круглое отверстие атриума, открыт полностью. Терраса делит этот круг атриума на 2 неравных части.
Наклонные белые рёбра стальной решётки создают грань между террасой и окружающей природой. При желании остеклённые плоскости раздвигаются как шторки фотокамеры, уходя в стены и превращая пространство атриума в огромную лоджию.
Солнечный свет проникает в дом через большое отверстие атриума и вертикальные ряды крошечных дырочек, преломляется стеклянными плоскостями диагонально установленных перегородок. Зенитный фонарь, находящийся над лестницей, объединяющей все 3 уровня дома, создает иллюзию нахождения в своеобразном световом колодце.
Стеклянная призма лестничного пролета отражает и распределяет свет, проникающий сквозь щелевидное отверстие. Треугольный пролёт лестницы, ограждённый тонированным зеркальным стеклом, выполняет функции гигантского калейдоскопа.
Треугольный пролёт лестницы ограждён тонированным стеклом и металлической сеткой. Помещения дома почти лишены дверей и свободно перетекают одно в другое, а функцию перегородок выполняют в основном шкафы.
Поэтажные планы дома (сверху вниз)
Вилла Дженини (Casa Genini)
Вилла, построенная по проекту Марио Ботта в Бреганзоне (Швейцария) в 1984–1988 г.г., отличается от других своими экзотически сложными формами.
Дом, напоминающий в плане наконечник стрелы, стоит на пологом склоне у перекрестка 2-х дорог, к которому сбегает каменная лестница.
Планировка виллы характерна для проектов Марио Ботта — свободно перетекающие пространства и шкафы в качестве межкомнатных перегородок.
Поэтажные планы дома (сверху вниз)
Весьма интересны терраса и бельведер дома. Из гостиной на террасу ведет открытая галерея, с которой на верхний уровень бельведера можно подняться по крутой металлической лестнице с каменными ступенями.
Всё это сооружение накрыто полупрозрачным тентом, выполненным в виде 2-х полуцилиндрических элементов.
Помимо стен конструктивную жесткость обеспечивают 2 центрально расположенных колонны, к которым крепятся плоскости стеклянных ограждений.
Стены спален верхнего этажа имеют волнообразный изгиб, что придает объему здания своеобразную динамику. В углах спален находятся треугольные балкончики.
Лестница дома расположена в противоположном от входа углу и освещается зенитным фонарем.
Заключение
Критики называли Ботта бруталистом, кубистом, неорационалистом, а его стиль спартанским классицизмом. Но из всех критиков правы, видимо, те, которые называют его не классифицируемым. Марио Ботта — это Марио Ботта и этим все сказано.
Комментарии