Марио Ботта и его проекты

Опубликовано mensh - чт, 02/16/2023 - 20:11

Швейцарский архитектор Марио Ботта (Mario Botta) – яркий представитель постмодернизма в современной архитектуре со своим особенным архитектурным стилем.

Архитектор Марио Ботта и его проекты частных домов

Содержание

Архитектурный стиль Марио Ботта

Проекты Марио Ботта отличаются необычностью: они сочетают эстетику модернизма, при этом, словно, «беседуют» на языке четких и правильных геометрических форм. В работах Марио Ботта прослеживается и модернизм, и элементы конструктивизма.

Геометрическая «правильность» проектов архитектора Марио Ботта неслучайна. Создатель удивительных построек тонко чувствует аскетичную красоту древнего стиля. Тонкое, продуманное несоответствие нормам и стандартам рождало новые нормы и стандарты, следуя за древней архитектурной вернакулярностью. Это удивительным образом сочетается со всеми строгими традициями европейского классицизма.

Постройки Марио Ботта уходят корнями к структуре древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг внутреннего двора, открытого небу в центральной части. Его здания — простые геометрические фигуры, контраст крупных масс и лёгких ажурных деталей, глухие кирпичные стены, скупо прорезанные световыми щелями или внезапно разорванные стеклянными порталами, за что их часто называют «бункерами-бельведерами».

Проекты частных домов

Для нас наибольший интерес представляют его частные дома, которых он построил 25 и на которых сделал себе имя.

Архитектурные особенности и применяемые материалы

Для частных домов Ботта характерны следующие элементы:

  • захватывающие дух атриумы;
  • зенитные фонари;
  • почти лишённые дверей «перетекающие» внутренние пространства.

Жилая площадь его домов составляет 200–240 м², строительный объём — около 1000 м³, применяемые материалы: кирпич, бетонные блоки, каменная плитка, металл, стекло.

Ботта покорились даже цилиндрические формы, что удавалось немногим.

Вилла Бьянки (Casa Bianchi)

В Рива Сан Витале на берегу Луганского озера у подножия г. Сан-Джорджио стоит башня, резко контрастирующая с окружающими виллами и на сегодняшний день она не менее знаменита, чем Fallingwater Фрэнка Ллойда Райта. Вилла была спроектирована Марио Ботта для одного из друзей с учётом довольно скромных доходов последнего.

Вилла Бьянки (Casa Bianchi), внешний вид

Башня с основанием 11 х 11 м имеет четыре уровня с просторными террасами, насаженными на центральный стержень лестницы. В простейшие внешние рамки заключены сложные внутренние объёмы.

Поэтажные планы дома (снизу вверх)

Вилла Бьянки (Casa Bianchi), план первого этажа

Внизу — жилая зона с кухней, гостиной и расположенным по диагонали от входа треугольным камином

Вилла Бьянки (Casa Bianchi), план второго этажа

Вилла Бьянки (Casa Bianchi), план третьего этажа

На 2-ом и 3-ем этажах — спальня родителей и детская

Вилла Бьянки (Casa Bianchi), план четвёртого этажа

На 4-ом этаже находится мастерская хозяина

По мере движения вверх объёмы этой своеобразной железобетонной «этажерки» становятся все более и более открытыми, предоставляя жильцам возможности для общения с природным окружением.

От верхнего этажа к склону горы переброшен ажурный металлический мостик, окрашенный в красный цвет, резко контрастирующий с окружающей природой.

Вилла Бьянки (Casa Bianchi), мостик, ведущий ко входу в дом

Название:
Вилла Бьянки (Casa Bianchi)
Расположение:
Рива Сан Витале, Швейцария
Архитектура:
Марио Ботта (Mario Botta)
Проектирование:
1971
Строительство:
1972-1973
Площадь участка:
850 м²
Общая площадь:
220 м2
Строительный объём:
1000 м³

Вилла Роббиана (Casa Robbiana)

Регулярные полоски виллы Роббиана в Массаньо, построенной в 1979–1981 г.г. поперечные и «в ёлочку», поначалу шокируют, но агрессивная внешность резко контрастирует с интерьером этого уютного дома. Дом напоминает притаившегося в зелени ядовитого насекомого, что нисколько не мешает его единству с окружающей средой.

Вилла Роббиана (Casa Robbiana), внешний вид

Мягкая зелень и лаконичная геометрия фасада — контраст и единство естественной и искусственной среды. Прямоугольный объем дома глубоко погружён в землю, но его лицевой фасад, значительную часть поверхности которого занимает огромное круглое отверстие атриума, открыт полностью. Терраса делит этот круг атриума на 2 неравных части.

Вилла Роббиана (Casa Robbiana), терраса

Наклонные белые рёбра стальной решётки создают грань между террасой и окружающей природой. При желании остеклённые плоскости раздвигаются как шторки фотокамеры, уходя в стены и превращая пространство атриума в огромную лоджию.

Солнечный свет проникает в дом через большое отверстие атриума и вертикальные ряды крошечных дырочек, преломляется стеклянными плоскостями диагонально установленных перегородок. Зенитный фонарь, находящийся над лестницей, объединяющей все 3 уровня дома, создает иллюзию нахождения в своеобразном световом колодце.

Вилла Роббиана (Casa Robbiana), лестничный пролёт

Стеклянная призма лестничного пролета отражает и распределяет свет, проникающий сквозь щелевидное отверстие. Треугольный пролёт лестницы, ограждённый тонированным зеркальным стеклом, выполняет функции гигантского калейдоскопа.

Треугольный пролёт лестницы ограждён тонированным стеклом и металлической сеткой. Помещения дома почти лишены дверей и свободно перетекают одно в другое, а функцию перегородок выполняют в основном шкафы.

Поэтажные планы дома (сверху вниз)

Вилла Роббиана (Casa Robbiana), план третьего этажа

3 этаж — взрослая и детская спальни отделяются при помощи скользящей перегородки

Вилла Роббиана (Casa Robbiana), план второго этажа

2 этаж — кухня, обеденная зона, зона отдыха у камина, обширная терраса

Вилла Роббиана (Casa Robbiana), план первого этажа

1 этаж — вестибюль, хозяйственные помещения

Вилла Роббиана (Casa Robbiana), фрагмент интерьера

На фрагменте интерьера внизу — уголок отдыха у камина, в верхнем уровне — спальня для гостей

Вилла Дженини (Casa Genini)

Вилла, построенная по проекту Марио Ботта в Бреганзоне (Швейцария) в 1984–1988 г.г., отличается от других своими экзотически сложными формами.

Вилла Дженини (Casa Genini), внешний вид

Дом, напоминающий в плане наконечник стрелы, стоит на пологом склоне у перекрестка 2-х дорог, к которому сбегает каменная лестница.

Планировка виллы характерна для проектов Марио Ботта — свободно перетекающие пространства и шкафы в качестве межкомнатных перегородок.

Поэтажные планы дома (сверху вниз)

Вилла Дженини (Casa Genini), план третьего этажа

3 этаж — спальни и ванные комнаты взрослых и детей

Вилла Дженини (Casa Genini), план второго этажа

2 этаж — кухня, столовая, гостиная, кабинет и терраса

Вилла Дженини (Casa Genini), план первого этажа

1 этаж — холл, внутренний дворик с ведущей к нему лестницей, технические помещения

Вилла Дженини (Casa Genini), обеденная зона

Обеденная зона отделена от пространства кухни

Весьма интересны терраса и бельведер дома. Из гостиной на террасу ведет открытая галерея, с которой на верхний уровень бельведера можно подняться по крутой металлической лестнице с каменными ступенями.

Всё это сооружение накрыто полупрозрачным тентом, выполненным в виде 2-х полуцилиндрических элементов.

Вилла Дженини (Casa Genini), терраса и бельведер

Терраса и бельведер

Помимо стен конструктивную жесткость обеспечивают 2 центрально расположенных колонны, к которым крепятся плоскости стеклянных ограждений.

Стены спален верхнего этажа имеют волнообразный изгиб, что придает объему здания своеобразную динамику. В углах спален находятся треугольные балкончики.

Лестница дома расположена в противоположном от входа углу и освещается зенитным фонарем.

Заключение

Критики называли Ботта бруталистом, кубистом, неорационалистом, а его стиль спартанским классицизмом. Но из всех критиков правы, видимо, те, которые называют его не классифицируемым. Марио Ботта — это Марио Ботта и этим все сказано.

Поделиться с друзьями