Рис. 1. Дом М. Уайли (Willey House). Миннеаполис (Миннесота), 1934 г. Общий вид. В 30-х годах Фрэнк Ллойд Райт интенсивно занимался проектированием и строительством одноквартирных «домов умеренной стоимости», стремясь в них решать во взаимосвязи функциональные, технико-экономические и эстетические задачи. Проектирование этих особняков началось с 1934 г. Он их построил множество, а также опубликовал ряд «образцовых проектов». Такая работа, как Дом Малькольма и Нэнси Уайли, весьма интересна тем, что здесь заметен переход Мастера от проектирования фешенебельных резиденций к более скромным и экономически обоснованным строениям. Дом Уайли (Willey House) — первое из значительных произведений этого периода творчества Фрэнка Ллойда Райта. Облик дома сдержан и рационалистичен. Конфигурация объемов, по сравнению с композицией многих других особняков, запроектированных Райтом, более простая. Более замкнуты интерьеры, потому что постройка находится в северной, с относительно холодным климатом, зоне страны. Но и здесь значительную долю наружных ограждений занимает остекление, через которое открываются широкие виды наружу. Архитектор уделил также внимание проблеме единства внутреннего пространства. С этой целью связь между помещениями осуществляется не через двери, а посредством свободных переходов, а общую комнату и кухню разделяет остекленная перегородка. В Доме Уайли практически отсутствуют какие-либо накладные элементы, материалы — обычные для Райта: кирпич и дерево — здание построено из кирпича 2-х тонов, а все деревянные конструкции выполнены из кипариса; кладка не оштукатурена, дерево не окрашено. Гонтовая кровля двускатная, но очень пологая. Над крыльцом консольная пергола. Здание установлено на бетонной платформе, мощённой кирпичом; бетон уложен по подстилающему слою из шлака с песком.
Рис. 2. Willey House. План. Само здание поставлено на угловом участке неправильной формы площадью 9 соток, таким образом, что северный и восточный фасады вынесены на красную линию. Здесь проявилось своеобразие подхода Райта к устройству светопроемов (если, конечно, сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, что делалось 40–50 лет назад).Рис. 3. Willey House. Вид с северо-запада. Стена, огораживающая дом с северной стороны еще не возведена. На фасадах, выходящих на улицу, остекление выполнено узкой полосой под самым навесом крыши, но в противоположность им фасады, выходящие в сад (южной и западной ориентации) представляют собой ряд остекленных дверей.
Рис. 4. Willey House. Южный фасад общей комнаты. Ряд остекленных дверей, над ними — пергола. Поддерживают слияние внутреннего пространства с внешним пергола с вьющимися растениями, затеняющая южный фасад дома и ряд зенитных фонарей, установленных над общей комнатой.
Рис. 5. Willey House. Общая комната. Вблизи остекления южного фасада виден ряд зенитных фонарей. Кроме того, помещения дома имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устроены проемы для верхнебокового освещения и для проветривания (знаменитые райтовские «воздушные змеи»). В жаркое время верхние окна (клересторий) способствуют хорошей вентиляции.
Рис. 6. Willey House. Общая комната. Вид на столовую и кухню, над ними окно «воздушный змей». Стремясь разрушить угол «жилой клетки» Райт применяет здесь угловое окно (северо-западный угол кухни, юго-западный и юго-восточный углы спальни хозяев).
Рис. 7. Willey House. Угловое окно в северо-западном углу кухни.
Рис. 8. Willey House. Угловое окно в юго-восточном углу спальни. Подобные новшества Райта в свое время воспринимались как эксцентричность, но теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них.
Комментарии