В 30-х годах Фрэнк Ллойд Райт интенсивно занимался проектированием и строительством одноквартирных домов «умеренной стоимости».
В одноквартирных домах архитектор стремился связать функциональные, технико-экономические и эстетические задачи. Проектирование этих особняков началось с 1934 г. Он их построил множество, а также опубликовал ряд «образцовых проектов».
Дом Уайли (Willey House) — первое из значительных произведений этого периода творчества Фрэнка Ллойда Райта. Он построен на маленьком угловом участке неправильной формы, площадью всего 9 соток. Облик дома сдержан и рационалистичен.
Такая работа, как Дом Малькольма и Нэнси Уайли, весьма интересна тем, что здесь заметен переход Мастера от проектирования фешенебельных резиденций к более скромным и экономически обоснованным строениям.
Конфигурация объёмов, по сравнению с композицией многих других особняков, запроектированных Райтом, более простая. Более замкнуты интерьеры, потому что постройка находится в северной, с относительно холодным климатом, зоне страны. Но и здесь значительную долю наружных ограждений занимает остекление, через которое открываются широкие виды наружу.
Архитектор уделил также внимание проблеме единства внутреннего пространства. С этой целью связь между помещениями осуществляется не через двери, а посредством свободных переходов, а общую комнату и кухню разделяет остеклённая перегородка.
В Доме Уайли практически отсутствуют какие-либо накладные элементы, материалы — обычные для Райта: кирпич и дерево — здание построено из кирпича 2-х тонов, а все деревянные конструкции выполнены из кипариса; кладка не оштукатурена, дерево не окрашено.
Гонтовая кровля двускатная, но очень пологая. Над крыльцом консольная пергола. Здание установлено на бетонной платформе, мощённой кирпичом; бетон уложен по подстилающему слою из шлака с песком.
Само здание поставлено на угловом участке неправильной формы площадью 9 соток, таким образом, что северный и восточный фасады вынесены на красную линию.
Здесь проявилось своеобразие подхода Райта к устройству светопроёмов (если, конечно, сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, что делалось 40–50 лет назад).
Стена, огораживающая дом с северной стороны ещё не возведена. На фасадах, выходящих на улицу, остекление выполнено узкой полосой под самым навесом крыши, но в противоположность им фасады, выходящие в сад (южной и западной ориентации) представляют собой ряд остеклённых дверей.
Ряд остеклённых дверей, над ними — пергола. Поддерживают слияние внутреннего пространства с внешним пергола с вьющимися растениями, затеняющая южный фасад дома и ряд зенитных фонарей, установленных над общей комнатой.
Вблизи остекления южного фасада виден ряд зенитных фонарей. Кроме того, помещения дома имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устроены проемы для верхнебокового освещения и для проветривания (знаменитые райтовские «воздушные змеи»). В жаркое время верхние окна (клересторий) способствуют хорошей вентиляции.
Вид на столовую и кухню, над ними окно «воздушный змей». Стремясь разрушить угол «жилой клетки» Райт применяет здесь угловое окно (северо-западный угол кухни, юго-западный и юго-восточный углы спальни хозяев).
Перечисленные здесь новшества Райта в своё время воспринимались как эксцентричность, но теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них.
Комментарии