При эксплуатации металлической кровли ежегодно нужно производить, так называемый, текущий ремонт, который заключается в частичной замене кровли на отдельных участках, площадь которых не превышает 10% всей площади крыши.
Под текущим ремонтом подразумевается установка заплат, заделка трещин, окраска крыши и замена повреждённых участков кровли. Более всего подвержены коррозии разжелобки и настенные желоба, т.к. они имеют наименьший уклон.
Перед ремонтом кровлю необходимо тщательно подготовить. Для этого сначала очищают кровлю от пыли, загрязнений и ржавых мест сначала жёсткой, затем мягкой метлой или щёткой. Ржавые места очищают стальными щётками, сметают пыль и тут же закрашивают. После этого кровлю осматривают для обнаружения трещин и пробитых мест, которые часто появляются во время чистки снега лопатами. Делать это лучше всего в солнечный день, когда даже мелкие отверстия будут хорошо заметны.
Осмотр производят 2 человека — один с чердака (с длинной палкой), а второй на крыше — с куском мела. Обнаружив отверстие, человек с чердака обозначает место отверстия стуком палки. Его напарник на крыше, найдя отверстие, обводит вокруг него мелом круг. Только завершив осмотр и выявив все дефекты, приступают к их ликвидации.
При ремонте металлической кровли в отдельных местах применяют заплаты двух типов: по ширине картины, когда листы кровли износились на плоскости, и промежуточные — при повреждениях в гребнях или около них.
Для устройства заплаты заготавливают лист с некоторыми припусками на размеры изношенных мест. Припуски используют для соединений. Повреждённое место раскрывают, на это место укладывают лист (заплату), соединяя его со старым листом стоячими и лежачими фальцами. Заплаты соединяются двойным лежачим фальцем в ендовах и настенных желобах. На особо пологих скатах заплаты соединяются со старыми листами пропайкой швов.
Перед тем, как установить заплаты, их необходимо проолифить, а после окончательного соединения со старыми листами закрасить атмосферостойкими окрасочными составами, одновременно закрасив и места соединений для предотвращения коррозии.
Если ремонт металлической кровли производят отдельными заплатами, то заплаты для отверстий от 30 до 200 мм нарезают из брезента, плотной мешковины или ткани. Отверстия размером до 30 мм ремонтируют без заплат, их замазывают суриковой замазкой, горячим битумом или кровельной мастикой. При этом кровельный лист на 30–40 мм вокруг отверстия предварительно очищается от грязи, ржавчины и дважды промазывается со стороны крыши и чердака. Е
сли заплаты делают из мешковины или ткани, то готовят жидкую масляную краску из тёртого железного или свинцового сурика на натуральной олифе, хорошо пропитывают ею нарезанные заплаты, выдерживая их в краске 10–15 мин. При опускании в краску заплаты должны быть совершенно сухими. Вынув из краски их отжимают от лишней краски, накладывают на ремонтируемые места, тщательно приглаживая жёсткой кистью или руками. Особенно тщательно приглаживаются края. Через 5–7 суток наклеенные заплаты просохнут и можно приступать к окраске. Красить нужно в сухую погоду. Если до окрашивая кровля успела запылиться, то её обметают мягкой щёткой.
Ремонт желобов, карнизных свесов, лотков и водосточных труб выполняются чаще, чем самой кровли, т.к. эти элементы часто подвергаются механическим воздействиям при неаккуратном сбрасывании снега и скалывании льда, на этих участках кровли влага задерживается дольше.
Если половина площади кровли пришла в негодность, то всю кровлю заменяют новыми листами.
При частичной замене металлической кровли работы по заготовке и укладке картин выполняют так же, как и при устройстве новых стальных кровель. Хорошо сохранившиеся старые листы, снятые с крыши, используют повторно для рядового покрытия на южном скате. Их предварительно очищают, обрезают по периметру, олифят и окрашивают. Использовать их для ответственных частей крыши, таких, как ендовы, карнизные свесы и т.п. не рекомендуется.
Для них должна применяться только новая листовая сталь. Все фальцы, и стоячие, и лежачие до их обжатия, тщательно промазывают замазкой на железном сурике.
В целях экономии стали кровлю с большой степенью износа можно ремонтировать рулонными материалами. Перед началом работ устраняют дефекты в обрешётке, затем ремонтируют желоба, спуски и водосточные устройства. Прикрепляют оторванные участки кровли и вспученные места гвоздями, а поверхность кровли очищают от мусора и ржавчины металлическим щётками. Полотна рулонных материалов настилают вдоль и поперёк стоячих фальцев кровли. При покрытии вдоль стоячих фальцев с двух сторон прибивают рейки треукольного сечения и одинаковой высоты с фальцем. Затем поверхность кровли и брусков покрывают горячим битумом, по которому наклеивают полотнища рубероида. Работы ведут от карниза к коньку так, чтобы каждый последующий ряд перекрывал ранее уложенный на 8 см. При покрытии поперечными полосами стоячие фальцы могут быть отогнуты к плоскости кровли.
Существует ещё один способ капитального ремонта металлической кровли — это применение полимерной рулонно-наливной композиции «Поликров» без удаления старого покрытия. «Поликров» — это попытка соединить полимерные и наливные материалы в одну композицию. «Поликров» состоит из рулонной основы, армированной стеклотканью («Поликрова–АР»), которые приклеивается к основанию при помощи мастики («Поликрова–М») и сверху покрывается несколькими слоями наливного покрытия («Поликрова–Л»).
Благодаря рулонной основе «Поликров» легко укладывается на основание и быстро приклеивается к нему. А верхние наливные слои создают бесшовную плёнку, облагораживающую внешний вид кровли. Полимерная композиция «Поликров» имеет широкую цветовую гамму, однако лучше отдать предпочтение материалу серебристого цвета, т.к. он хорошо отражает свет и долго создаёт ощущение чистоты кровли. Все мастичные материалы композиции («Поликров–М» и «Поликров–Л») являются однокомпонентными.
Обычно при эксплуатации эдания стареет лишь внешний мастичный слой «Поликрова», непосредственно подверженный воздействию ультрафиолета и атмосферных осадков. Рулонное же основание не подвергается негативным воздействиям. Поэтому при ремонте кровли, выполненной из «Поликрова», достаточно обновить наливной слой («Поликров–Л»).
При ремонте «Поликровом» металлической кровли кроме того, что стальные листы не нужно удалять, имеется ещё ряд достоинств:
- новая кровля из полимерной композиции по многим параметрам будет превосходить старую, металлическую;
- «Поликров» лишь незначительно увеличивает вес кровли;
- при ремонте многощипцовых кровель со сложной геометрией почти не остаётся отходов кроя, т.к. обрезки покрытия можно использовать для изоляции мест примыкания и стыков.
Технология ремонта металлической кровли полимерной композицией «Поликров» следующая:
- стоячие фальцы старой металлической кровли плотно пригибаются к поверхности ската;
- металлическая поверхность очищается от мусора;
- поверх загнутых фальцев мастикой «Поликров–М–140» приклеиваются полосы мешковины или стеклоткани шириной 15–20 см;
- устраивается новое изоляционное покрытие из рулонного материала «Поликров–АР–130» или «Поликров–АР–150». Если длина ската кровли не превышает длину стандартного рулона (20–22 м), то покрытие можно выполнить одним сплошным полотном по направлению от конька к карнизному свесу. При работе на больших поверхностях рулонный материал следует приклеивать снизу вверх в направлении основного тока воды (в направлении отгиба фальцев);
- конёк крыши проклеивается дополнительной полосой «Поликрова–АР–130» или «Поликрова–АР–150»;
- вся крыша покрывается защитным однокомпонентным лаком «Поликров–Л–1».
«Поликров» можно применять во многих регионах страны, так как диапазон выдерживаемых им температур велик – от -60 до +140°C.
«Поликров» выпускается в виде рулонов по 20 м2 при ширине 90 см и толщине 2 мм. Масса 1 м2 равна 2,5 кг. Мастики поставляются в бочках (до 200 л) или в бидонах (по 20 л).
Срок службы полимерной композиции составляет 25 лет. При этом затраты на устройство и содержание в сравнении с другими типами кровли составляют:
- битумная кровля за 6 лет — 105 руб/м2;
- битумно-полимерная кровля за 12 лет — 150 руб/м2;
- кровля из «Поликрова» за 21 год — 130 руб/м2.
Листовой материал покрытия кровли особенно сильно подвергается коррозии в местах соединений или между брусками обрешётки со стороны чердака, когда в нём нарушается температурно-влажностный режим.
Соединительные детали (гвозди, болты, проволока) выполняются из неоцинкованной стали и в местах их соединения с оцинкованными листами кровельной стали образуется электропара, действующая разрушающе на оцинкованную сталь. В этом случае рекомендуется выполнять прокладку из 1–2 слоёв рубероида. Такое же явление наблюдается при применении неоцинкованных ухватов при установке оцинкованных водосточных труб.
Ремонт водосточных труб может заключаться в частичной замене отдельных звеньев, колен, воронок или в полной их замене. При смене отдельных прямых звеньев труб и колен следует сначала опустить на 8–10 мм нижнюю часть ствола трубы, предварительно освободив его от затяжки и стремени. Затем заменяемая деталь удаляется, ставится новая, её крепят за верхний конец в стремени, а затем нижнюю часть трубы поднимают и соединяют с новой. При полной смене водосточной трубы монтаж начинают снизу.
При окраске отремонтированной кровли работы ведут маховыми кистями по совершенно чистому и сухому основанию. Нанесённая краска предохраняет кровлю от быстрого разрушения. Качество любой окраски зависит от соблюдения технологических требований при выполнении работ.
Быстрый износ красочной плёнки на кровле происходит от совместного воздействия на неё воздуха, воды, углекислоты, сероводорода, пыли, песка и дыма. Так, углекислота воздуха, соединяясь с влагой, ускоряет разрушение красочного слоя. Сероводород в большинстве случаев обесцвечивает некоторые краски и отрицательно влияет на красочный слой. Пыль и песок под воздействием ветра со временем истирают красочную плёнку. Дым в основном загрязняет окрашенные поверхности.
Поверхности кровли должны быть окрашены гладко, чтобы они не задерживали на себе пыль и песок. Образование пузырей на красочном слое происходит от окраски недостаточно сухих поверхностей, плохой очистки их от загрязнений и копоти, нанесения краски на непросохшую грунтовку и шпаклевку. Неравномерность толщины окрасочного слоя приводит к образованию трещин, т.к. тонкие слои высыхают быстрее толстых.
Правильное и прочное окрашивание кровли производится за 3, минимум за 2 раза. Перед окраской кровлю необходимо тщательно подготовить.
При окрашивании краска растушёвывается вдоль ската. Прежде всего необходимо окрасить спуск кровли, а затем вести работу от конька к спускам. Краску следует набирать на кисть в небольших количествах и растушёвывать её тонким слоем без грубых полос и потёков. Толстые слои краски со временем потрескаются, в трещинах будет задерживаться вода, разрушая кровлю.
Комментарии