С 1993 г. в институте Архитектуры, искусств и дизайна ДВГТУ (ДВФУ) была предпринята попытка формирования учебного курса «Основ экологической архитектуры и дизайна».
До 1999 г., помимо вводных лекций для студентов 3 года обучения, студенты 4 и 5 курса выполняли проекты малоэтажных жилых и общественных зданий с солнечным отоплением, участвуя в региональных или международных конкурсах. К 2001 году была завершена разработка системы проектных заданий, и в 2005, 2007 и 2011 г. выпущены три группы специальности «Дизайн архитектурной среды», освоившие полную программу курса (преподаватели П.А.Казанцев, А.Г.Шипилов, Ю.В.Коркина, др. арх. Martin Gomestagle). Поскольку курс являлся экспериментальным, задания практической части были «встроены» в курсовое и дипломное проектирование специальности «ДАС» в IIV-XII семестре.
Проекты студентов 2005-2006 г: http://pal-antvlad.narod.ru/GREENKATALOG0506.html
Курс начинался с 9 лекций, рассматривающих принципы биоклиматической архитектуры - как основы ресурсосберегающей или экологической архитектуры. Лекции читались на примере климатических условий юга российского Дальнего Востока.
Базовые разделы курса: Архитектурный анализ климатических условий; Основы архитектурно-строительной аэродинамики; Энергоактивный дизайн и солнечная архитектура; Традиционная архитектура климатических зон (18 аудиторных часов).
Первое обязательное задание, выполняемое на практических занятиях по завершении лекционного курса - проектирование простой архитектурной формы, регулирующей ветровой и инсоляционный режим на открытом участке (3 курс, весенний семестр, детская «Солнечная площадка», 18 аудиторных часов). Цель задания - показать студенту прямую зависимость формируемых микроклиматических условий от геометрических параметров архитектурного объекта. Изменяя архитектурную форму, мы изменяем силу ветра и его направление, можем концентрировать или рассеивать прямые солнечные лучи, меняя тем самым микроклимат пространства для жизнедеятельности человека. Именно это особенно важно дать почувствовать студенту на первом практическом задании, выбирая для него как можно более простое по функции сооружение.
Вторым заданием является проект жилого малоэтажного дома с пассивным солнечным отоплением (Direct Gain, Indirect Gain, Isolated Gain) и водяными коллекторами солнечного отопления и горячего водоснабжения (4 курс, весенний семестр). Объем проектного задания на семестр - эскизный проект жилого дома с разработкой архитектуры здания и интерьеров «солнечного» атриума. Студенты выполняли эскизный расчет и проектирование пассивных и активных солнечных систем: термальных массивов и коллекторов для широты г. Владивостока. Генеральный план включал обязательный расчет гарантированных инсоляционных зон солнечных систем, и решение придомовой территории с использованием принципов биоклиматического ландшафтного дизайна. В качестве консультантов привлекались сотрудники Лаборатории нетрадиционной энергетики ИПМТ ДВО РАН.
С 2005 года на 5 курсе тему экологической архитектуры продолжил проект «Экологической башни» - высотного административного здания в центральной части города. Задание на курсовой проект формировалось совместно с преподавателями Instituto Politecnico Nacional, Мехико. Выполняя курсовой проект, студенты изучают концепцию «Экологического небоскреба» архитектора Кэна Янга для тропического муссонного климата. Резкий контраст климатических условий тропиков и севера Азии (муссон умеренных широт, юг ДВФО) исключает простой повтор идей Янга, побуждая студентов к творческому развитию концепции в их проектах. Это задание является ключевым при переходе от учебного проектирования биоклиматических к проектированию экологических структур в полном понимании этого слова.
Завершает курс выполнение дипломного проекта экологической тематики. За 12 лет разработаны задания и выполнены дипломные проекты: «Центр экологического/тематического туризма национального парка/буферной зоны заповедника (2001, 2005, 2007, 2011 гг.); «Ботанический сад -институт ДВО РАН – центр экологического образования» (2003, 2005, 2011); «Ландшафтно-этнографический культурный центр» (2005, 2007, 2011 гг.); «Полифункциональный научно-исследовательский и образовательный центр технологий ресурсосберегающей архитектуры, дизайна и устойчивого природопользования» (2005, 2007, 2011 гг.); «Экологический жилой акваполис – Солнечный мост» (2007). В 2009 г. курс был дополнен проектом «Солнечная школа» (4 курс, особенности солнечной энергетики общественных зданий), но однократный опыт выполнения проекта пока не дал оснований говорить о необходимости его включения в список обязательных.
За 12 лет 29 студентов – выпускников курса становились лауреатами федеральных и международных выставок и конкурсов экологической тематики. Основные положения курса так же были представлены на выставках и опубликованы в материалах: 3 WEEC – “Third World Environmental Educational Congress”, Турин, 2005 г.; “The World Sustainable Building Conference SB 05”, Токио, 2005 г. (27 университетов – участников студенческой сессии, диплом победителей сессии,; по итогам выставки дар библиотеки в 3000 томов АрхИД ДВГТУ от сообщества японских архитекторов: Тойо Ито, Хироши Хара ...."Imazumi collection"); “Teaching architecture – teaching sustainability: theory, methods, best practice”, Кремс, 2007 г.; RENEXPO - «Энергосберегающие технологии в архитектуре и строительстве», Аугсбург, 2005, 2006, 2007 гг.; опубликованы в материалах конференции XIV Международного смотра-конкурса дипломных проектов архитектурных школ в Томске, сентябрь 2005 г.; и материалах всероссийской школы студентов, аспирантов и молодых ученых «Возобновляемые источники энергии» МГУ им. Ломоносова, Москва, 2008 и 2010 гг. (дипломы победителей школы). В 2009/10 гг. при поддержке CAM/SAM выставка 20 лучших дипломных проектов курса прошла в ведущих университетах Мексики, с публикацией каталога выставки. Полностью основные положения курса и работы студентов опубликованы в учебном пособии [1].
Участие в перечисленных зарубежных выставках: за счет личных средств руководителя курса, студентов, спонсоров и при активном содействии оргкомитетов выставок: участие в выставке RENEXPO 2006 - ДВГТУ. К настоящему времени преподавание учебного курса "Основ экологической архитектры и дизайна" на кафедре "Дизайна архитектурной среды" Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) завершено
1. Основы экологической архитектуры и дизайна. Экспериментальный лекционный и практический курс для студентов специальностей «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды». ISBN 978-5-7596-0901-8. Рекомендовано ДВ РУМЦ в качестве учебного пособия для студентов специальностей «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» вузов региона. – Владивосток, ДВГТУ, 2008-2009 г. (А4, полноцвет, офсет) – 118 с. сайт: http://pal-antvlad.narod2.ru/ Павел Казанцев
Комментарии