Перейти к основному содержанию
Mensh.ru

Main navigation

  • Конструкции
  • Системы
  • Энерго
  • Стили
  • Проекты
  • Участок
  • Разное
  • Доки
User account menu
  • Войти

Строка навигации

  1. Главная

Органичность архитектурных форм модерна

Автор: mensh, 27 марта, 2003
Стили архитектуры

Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов — особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов.

Жилой дом в стиле модерн, Гауди

Содержание

  • Структура здания
  • Построение внутреннего пространства
  • Эклектика
  • Отказ от строгой геометрии
  • Отказ от украшений
  • Интерьер

Структура здания

Некоторые архитекторы модерна предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции).

Построение внутреннего пространства

Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм. Фасады зданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объёмы (постройки И. Хофмана, Й. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля).

Эклектика

В отличие от эклектизма XIX в., формально заимствовавшего отдельные детали исторических и национальных стилей, модерн путём стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа.

Отказ от строгой геометрии

Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна.

В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным.

Отказ от украшений

Принципиально новым в архитектуре модерна был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. В модерне было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность модерна заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющим забыть о её утилитарном назначении.

Интерьер

Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре — рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства.

Комментарии

Последние материалы

  • Дом Поуп-Лиги
    9 minutes 58 seconds ago
  • Дом Томаса Киса
    5 days 16 hours ago
  • Дом Нормана Лайкса
    1 week 3 days ago
  • Землебитный дом Saltbox 2
    2 weeks ago
  • Коттедж Сета Петерсона
    2 weeks 6 days ago

Последние комментарии

  • Строительство на лугу вижу и…
    1 year 2 months ago
  • На фото показано возведение…
    1 year 2 months ago
  • Мне он тоже нравится…
    2 years 4 months ago
  • От этого дома буквально…
    2 years 4 months ago
  • Интересный вариант
    4 years 8 months ago
RSS feed

Secondary menu

  • ЧаВо

© 2003–2025 Олег Меньшенин mensh@yandex.ru