Отличительной чертой традиционной и современной экологически устойчивой архитектуры является ярко выраженная взаимосвязь показателей зоны теплового комфорта человека и свойств восстанавливаемых природных систем с пространственными решениями отдельных зданий или их комплексов, и прилегающих к ним ландшафтов.
Ступенчатый ACROS Fukuoka Prefectural International Hall и Vancouver convention center West (включая его «юбку морской среды обитания») можно отнести к наиболее ярким примерам из ряда построек современного периода.
Аналогично природным, городские ландшафты трансформируют направление и интенсивность векторных климатических факторов, формируя контрастный микроклимат городской территории. Но в отличии от природных, пространственные характеристики городской застройки, спланированного рельефа застраиваемой территории, характеристики формирующих городские пространства поверхностей могут быть спроектированы целенаправленно для обеспечения теплового комфорта городской среды и благоприятных условий для восстановления природных систем.
Приемы и методы формирования антропогенных пространств, доступных для природы и комфортных для человека были выбраны как основной объект изучения в рамках учебного курса, реализуемого в инициативном порядке департаментом архитектуры и дизайна Политехнического института ДВФУ. В рамках курса город последовательно рассматривается как архитектурно-ландшафтная система, в которой независимо от расположения участка (сухопутный, прибрежный или относящийся к водно-болотным угодьям) и функционального назначения объекта проектирования одним из ведущих факторов формирования устойчивой городской среды являются пространственные характеристики урбанистических ландшафтов и свойства формирующих их поверхностей.
Курс включает три модуля:
Модуль 1. Биоклиматическая архитектура. Принципы и методы формирования климатически ориентированного архитектурного пространства. Способы и приемы регулирования векторных климатических факторов средствами архитектуры [5,8]. Поэтапно разработан и внедрен в 1995 - 2005 гг., начиная с заданий на проектирование простейших биоклиматических форм (ветрозащитный навес-солярий) и индивидуального жилого пассивного солнечного дома. В 2009 г. модуль был отмечен Национальной экологической премией «Экомир».
Модуль 2. Концепции формирования архитектурного пространства, доступного для природных систем. Город, как направленно формируемая архитектурно-ландшафтная система в условиях восстановления биоразнообразия городской среды [1,6,10]. Поэтапно разработан и внедрен в 2005 – 2021 гг.., начиная с изучения концепции экологически-устойчивого высотного здания, предложенной Кэном Янгом (Ken Yeang)[9]. Первыми темами учебных заданий и международных мастер-классов были проектирование жилого или административного высотного здания, интегрирующего зеленые системы, в условиях муссонного климата.
Модуль 3. Город, как архитектурно-ландшафтная система в условиях динамики климата. Эколого-ориентированные стратегии адаптации города к климатическим изменениям [2]. Разрабатывается с 2016 г. в рамках дипломного проектирования бакалавриата и выполнения магистерских исследований. Отдельные положения теории проектирования устойчивой к климатическим изменениям городской среды (город-губка, градостроительные приемы формирования динамических ландшафтов рек и морской литоральной зоны) в настоящее время читаются на 4 и 5 курсах бакалавриата.
Модули включают лекционный курс с практическими заданиями (5, 8 и 9 учебные семестры, 36 аудиторных часов), и эколого-ориентированные курсовые проекты, выполняемые в рамках дисциплины «архитектурно-градостроительное проектирование» (реализует мастерская ресурсосберегающей архитектуры). Завершается курс выполнением эколого-ориентированных выпускных квалификационных работ бакалавриата и магистерских диссертаций. В перспективе лекционные модули, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации «Основ экологической архитектуры» будут интегрированы в базовый и специализированный уровни высшего образования.
Казанцев Павел А. Экологически устойчивое городское пространство как объект изучения в высшей архитектурной школе//в сб. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАрхИ : материалы Международной научно-практической конференции 7-11 апреля 2025 г. - Т2. - М.: МАрхИ, 2025. - 348 с., илл. - стр. 177-178
Вложение | Размер |
---|---|
полный текст статьи (1.92 МБ) | 1.92 МБ |
Комментарии