Фрэнк Ллойд Райт старался, по возможности, трактовать дом как единое пространство. Интерьер дифференцировался лишь в зависимости от потребностей.
Содержание
План крестообразной и удлинённой формы
Организуя план здания, Фрэнк Ллойд Райт в центре дома помещал большой камин, как это делали в XVII в. Вокруг камина он, как бы лучами, располагал различные зоны здания.
Как подчеркивал Райт, он «рассматривал всю поверхность пола в доме как единое целое, отделял кухню, организовывал спальни и жилые комнаты для обслуживающего персонала в нижнем этаже, разделял большое помещение на отдельные функциональные зоны — столовой, кабинета и гостиной».
На европейских архитекторов сильное впечатление производило то, что план имел крестообразную форму. Два объёма пересекали друг друга под прямым углом, как крылья ветряной мельницы. Принцип использования камина как центра дома сохранился в Америке на протяжении XIX в.
Райт придавал особое значение освещённости интерьера. Фрэнк Ллойд Райт особо подчёркивал, что помещения должны быть расположены так, чтобы свет проникал в них с трёх сторон.
В начале 70-х годов был спроектирован дом крестообразной формы, очень похожий на проект Райта. Проект этого дома был сознательно составлен таким образом, чтобы каждая комната имела южную ориентацию. Девять из десяти комнат были обращены на юго-восток. Раздвижные двери дают возможность, в случае надобности, объединить холл, жилую комнату, библиотеку и столовую в одно помещение.
Большая часть домов, построенных Фрэнком Ллойдом Райтом, имела план крестообразной формы, образованной из двух взаимно проникающих объёмов разной высоты.
Одним из таких небольших, очаровательных домов, спроектированных Райтом для своего секретаря чертёжника Изабеллы Робертс в Ривер-Форест (шт. Иллинойс) в 1907 г. является Isobel Roberts House. Мастер замечательно использовал приём взаимно пересекающихся объёмов, причём в более высоком объёме жилая часть имела высоту вплоть до внутренней поверхности крыши.
Стремление использовать пространство на всю высоту проявилось не только в домах американских поселенцев XVII в., но и в примитивных хижинах ранних культур. В наше время оно возникает снова. Райт был одним из первых архитекторов, который это понял, сформулировал и выразил соответствующим образом.
В доме Изабеллы Робертс доминирует жилая комната, доходящая до внутренней поверхности слегка покатой крыши. Внутреннее пространство комнаты разделено по вертикали антресолью, огибающей комнату по периметру. Выше и ниже антресоли образуются свободные объёмы, что придаёт всей комнате необычайную и своеобразную пластичность. Этот эффект ещё больше подчеркивается применением различных материалов для отделки разных поверхностей, кирпичной стеной камина, наклонной крышей.
По утверждению самой Изабеллы Робертс, проект, приписываемый Ф.Л. Райту, она выполнила сама.
Во всех своих работах Фрэнк Ллойд Райт проводит идею дома, в котором от центра отходят все остальные помещения.
Гибкий свободный план
При всякой возможности Фрэнк Ллойд Райт свободно распластывал здания над земельным участком. В предисловии к своей книге, появившейся в 1910 г. в Берлине, он подчеркнул, что первый этаж им принципиально используется как подвал. Основные жилые комнаты расположены на втором этаже, как, например, в доме Кунли, где на первом этаже находятся только входной холл и комната для игр. В Талиесине, его собственном доме, эти помещения тоже расположены на первом этаже в непосредственной связи с участком.
Этот принцип привёл к созданию гибкого свободного плана. Благодаря этому Райт мог располагать различные помещения в горизонтальной плоскости, тогда как в доме Изабеллы Робертс он разместил их по вертикали.
К 1910 г. Фрэнк Ллойд Райт достиг совершенства в гибкости свободного плана. В других странах свободная гибкая планировка была почти неизвестна. Величайшим вкладом Райта в современную архитектуру является разработанная им свободная планировка и гибкая трактовка внутреннего пространства здания.
Плоские поверхности и структура
Традиционные элементы
Японский дом послужил Фрэнку Ллойду Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только ненужное, но в ещё большей степени как исключать несущественное. В американском доме он исключил все тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чисто функциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открыл скрытую силу выразительности.
Трактуя дом как единое пространственное целое, Райт использовал, прежде всего, элементы, относящиеся к окружающей среде. Кроме того, Райт использовал американскую веранду таким образом, как никто до него. У Райта веранда не окружает здание, а выдвинута вперед, иногда консольно нависает над землей, являясь существенной, неотъемлемой частью здания, а не пристройкой.
Ярким примером такого подхода является Дом Фредерика Роби (Robie House). Чикаго, 1908 г.
Из различных соображений, как постоянно указывает Райт в своих работах, он отдавал предпочтение выступающей крыше в форме горизонтальной нависающей плиты.
Трактовка стены
Дополнением к парящим в воздухе горизонтальным элементам служили вертикальные плоскости. Фрэнк Ллойд Райт различным образом организовывал имеющиеся в его распоряжении плоские поверхности, увеличивал их число, пересекая одну плоскость другой, разбивая их или помещая на разном расстоянии от переднего плана одну позади другой, объединяя плоскостями пространства самого дома, так что его крупный объем казался меньше фактических размеров.
Внутреннее пространство
С самого начала Фрэнк Ллойд Райт трактовал внутреннюю и наружную стены как плоскую поверхность. В решении его интерьеров обнаруживается постоянное стремление к взаимосвязи между отдельными элементами: стенами, потолками, оконными и дверными проемами.
Иногда в одной и той же комнате потолки расположены на различной высоте: это была та же трактовка, которую Райт применял при размещении горизонтальных плоскостей на разных уровнях, например, таких, как свободно висящие веранды, выступающие крыши и уровни, меняющиеся в соответствии с расположением участка.
Различные отделочные материалы
Зачастую Фрэнк Ллойд Райт пользовался различными отделочными материалами, резко контрастирующими своим цветом и фактурой. Рядом с широкой кирпичной стеной камина он устанавливал светло окрашенные стены с темными деревянными перегородками. Очень рано Райт ввел в интерьер грубую фактуру стены из естественного камня.
Ярчайшим примером такого подхода является второй дом Джекобса (Solar Hemicycle)
Восприятие различных материалов и поиски новых видов освещения становились с годами все более утончёнными.
В своей резиденции «Западный Талиесин» Фрэнк Ллойд Райт использовал четыре контрастных материала: местный природный камень, цемент, дерево и парусину.
Комментарии