Наружная канализация — участок канализации, соединяющий выпуск из дома с очистными сооружениями. Для прокладки наружной канализации следует использовать канализационные чугунные трубы, безнапорные асбестоцементные трубы или раструбные пластмассовые трубы.
Стыки чугунных труб конопатят просмолённым шнуром или прядью и зачеканивают влажным цементным раствором. Стыки асбестоцементных труб соединяют асбестоцементными муфтами с резиновым уплотнением. При отсутствии муфт их можно нарезать из труб большего диаметра, а стыки заделать просмолённой прядью с зачеканкой влажным цементным раствором. Пластмассовые раструбные трубы соединяют с уплотнением резиновыми кольцами.
Трубы укладывают с уклоном 0,02 в сторону очистных сооружений. При трудностях с присоединением уклон можно уменьшить до 0,015. Глубина заложения труб в южных районах может быть принята не менее чем 0,7 м от поверхности земли до верха трубы, в средней полосе — 0,9–1,2 м, в северной зоне — не менее 1,5–1,8 м.
Особое внимание следует уделять выполнению необходимых уклонов на всём протяжении сети без образования обратных уклонов, приводящик к возникновению на сети «мешков» с застойной водой и повышающих вероятность засоров и замерзания сети.
Если длина выпуска до септика менее 15 м и на выпуске нет поворотов, его можно устраивать без смотровых колодцев. При большой длине на расстоянии 5–8 м от дома и в точках поворотов следует устраивать смотровые и поворотные колодцы. При устройстве поворотных колодцев необходимо учитывать, что угол поворота может быть (считая по направлению потоков) не более 90°.
Нижнюю лотковую часть смотрового колодца устраивают из бетона класса
В 7,5
, в котором предусматривают лоток — прямой в смотровом колодце и скруглённый по радиусу 300 мм в поворотном. Высота и ширина лотка соответствуют диаметру трубы, т.е. принимаются равными 100 мм, нижние грани скругляются. Гладкие концы труб вставляют в лоток. Над лотком устанавливают рабочую часть колодца из железобетонных колец, швы между ними заделывают цеметным раствором 1:3
и затирают или же рабочую часть устраивают из красного кирпича на цементном растворе 1:3
, причём швы кладки затирают изнутри. В сухих грунтах колодцы можно класть в полкирпича, при наличии грунтовых вод, а также при высоте более 2 м — в кирпич.
Диаметр рабочей части колодцев при глубине до 1,2 м принимают равным 700 мм, при большей глубине — 1000 мм. В стенку колодца заделывают ходовые скобы через 300 мм из арматуры диаметром 12 мм.
Вводы труб в колодец герметизируют просмолённой прядью и цементным раствором. При наличии грунтовых вод наружную поверхность колодца обмазывают горячим битумом.
Рабочую часть колодца диаметром 700 мм перекрывают непосредственно чугунным люком; при необходимости регулирования высоты колодца с использованием рабочей части из железобетонных колец под корпус люка подкладывают регулировочные камни (кирпичи на цементном растворе). Вместо чугунного люка при отсутствии возможности наезда автотранспорта может быть использована крышка из просмолённых досок в 2 ряда общей толщиной 100 мм.
При диаметре рабочей части 1000 мм её перекрывают плитой с отверстием для люка. При рабочей части из кирпича переход может быть выполнен в виде косого конуса (с обеспечением вертикального участка стены под люком).
Следует учитывать, что на участках без твёрдого покрытия верхний край корпуса люка должен быть на 100 мм выше планировки, а вокруг люка устроена отмостка на 0,7 м; на участках с твёрдым покрытием верхний край люка устраивают заподлицо с поверхностью покрытия.
При строительстве наружной канализации следует соблюдать следующие правила:
- укладку труб и монтаж колодцев во избежание их просадки следует вести в ненарушенном коренном грунте;
- при наличии участков нарушенного грунта его следует удалить и заменить песчаным грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать при увлажнении;
- песчаная подушка высотой 150 мм должна быть предусмотрена под трубой в известняках и подобных грунтах;
- трубу на высоту 100 мм выше верха желательно засыпать песчаным грунтом с трамбованием пазух, а затем засыпать местным грунтом с послойным трамбованием.
Комментарии