Извилистая садовая дорожка

Опубликовано mensh - чт, 03/17/2005 - 08:37
Провести вьющуюся по участку дорожку довольно трудно, если у вас нет чертежа, который позволил бы перенести конфигурацию дорожки на местность и оценить, какие понадобятся материалы.

Использование направляющих шнуров

Натяните 2 шнура:

  • один вдоль длинной стороны участка, по которому должна пройти дорожка;
  • другой — под прямым углом к первому.
Измерьте расстояния (с учетом вашего масштаба) вдоль этих линий и под прямым углом к ним, чтобы получить правильное местоположение разметочных колышков. Натяните дополнительные шнуры от одного колышка к другому, чтобы перенести конфигурацию дорожки с чертежа на местность. После того как вы прокопали дорожку, убрав колышки и шнуры, верните их на место, поскольку их надо будет использовать в качестве направляющих для опалубки.

Изготовление изогнутой опалубки

Лучше всего для этой цели подойдут доски из мягкой древесины толщиной 25 мм; можно использовать и более тонкие, но при этом потребуется большее количество фиксирующих колышков. Ширина досок должна быть равна необходимой толщине слоя бетона. Сделайте на досках опалубки надпилы (примерно на 1/2 толщины доски) с интервалами около 125 мм и изогните доски по форме дорожки. Забейте дополнительные фиксирующие колышки, чтобы доски не могли разогнуться. Колышки прибиваются к доске с наружной стороны. Для плавных кривых надпилы в досках следует делать с внешней стороны, а для резких изгибов — где вероятность сломаться у доски больше - надпилы лучше делать с внутренней стороны.

Аренда опалубки для дорожек

Для особо длинных дорожек изготовление деревянной опалубки может оказаться довольно дорогостоящим. В этом случае следует подумать об аренде металлической опалубки, которая состоит из плоских металлических полос с прикрепленными к ним колышками; для изогнутых и прямых частей дорожки имеются соответственно гибкие и жесткие элементы опалубки. После того, как бетон затвердеет, опалубка полностью снимается.

Разметка дорожки

Первый этап в создании дорожки — наряду с выбором материала - разметка ее положения на участке. При этом не забывайте о главном — дорожка должна куда-то вести: к бане, сараю, беседке и т.п. Прямые либо пересекающиеся под прямым углом дорожки, разбивая сад на отдельные участки, создают несколько однообразный вид, тогда как изогнутые — позволяют сделать нечто более привлекательное. При разметке дорожки следует учитывать профиль самого участка как с точки зрения внешнего вида дорожки, так и с чисто практической точки зрения. Например, если дорожка будет спускаться непосредственно к дому или другим строениям, то при дожде потоки воды будут стекать по ней к стенам зданий, а не впитываться в землю. Нарисуйте в масштабе эскизный план, а также вид сбоку — это поможет вам спланировать направление дорожки и учесть препятствия, которые могут встретиться на пути. Только помните, что, когда вы рассматриваете нарисованную дорожку сверху, то воспринимаете ее несколько искаженно: кривые линии кажутся укороченными. Чтобы получить представление о том, как будет выглядеть дорожка на самом деле, поднимите бумагу на уровень глаз и посмотрите вдоль нарисованной линии.

Подготовка дорожки

Независимо от того, намереваетесь ли вы делать дорожку из бетона или выкладывать плитками, размечайте ее положение на земле с помощью шнура и колышков (или с помощью длинного шланга). Но прежде всего решите, каково будет назначение дорожки. Если вы будете возить по ней тачку, то следует предусмотреть достаточную ширину для этого. А чтобы 2 человека могли спокойно идти по дорожке рядом, ее ширина должна составлять около 90 см.

Выбор материала для покрытия дорожки

Выбор материала для покрытия дорожки будет зависеть от того, какой вы хотите ее видеть и как долго она должна вам служить. Основными материалами являются: бетон, бетонные плитки, кирпич, литые блоки, гравий, асфальт. Весьма привлекательным материалом является природный камень. Бетон идеален в тех случаях, когда от дорожки требуется высокая прочность и она должна выдерживать большие нагрузки, а также, когда дорожка проходит там, где ее внешний вид не имеет большого значения.

Плитка для мощения

Плитки для мощения прочные и стойкие могут иметь различный цвет; чаще всего используются красные, зеленые, серые, желтые и темно-желтые. Кроме того, у них очень разнообразны форма и лицевая поверхность. Наиболее распространены плитки квадратной и прямоугольной форм, но можно также купить шестиугольные и круглые. Плитки для дорожек обычно имеют толщину 50 мм. Лицевая поверхность плиток может быть гладкой или шершавой, в виде сколотых камней, может быть отделана под кирпич, черепицу или булыжник.

Мозаичный материал для мощения

Мозаичный материла для мощения изготавливается из битых бетонных или каменных плит, может иметь разнообразную форму, размеры и цвет. Он выглядит весьма декоративно, но его не стоит использовать на дорожках, испытывающих большую нагрузку.

Кирпич

Кирпичи как новые, так и бывшие в употреблении, могут быть использованы для покрытия дорожек. Из них можно выкладывать различные рисунки или просто имитировать кирпичную кладку. Следите, чтобы не попался треснутый кирпич, т.к. он разрушается под действием мороза. Имеется широкий выбор кирпича различных цветов — от белого до коричневого, включая желтый и красный. При выборе лицевой поверхности не забывайте об удобствах для пешеходов.

Бетонные блоки для мощения

Бетонные блоки для мощения бывают примерно тех же размеров, что и кирпичи. Они укладываются по определенному рисунку на песчаную подушку. Блоки, отделанные под старый кирпич, выпускают примерно в той же цветовой гамме.

Гравий

Гравий, используемый в качестве покрытия для дорожек, требует какого-то ограничения, например, бордюра из кирпича, чтобы предотвратить его расползание по поверхности. Обычно гравий укладывают на бетонное основание, чтобы избежать его оседания. В качестве основы положите слой грубого гравия, смешанного с песком, толщиной около 50 мм, а сверху — слой мелкого гравия, толщиной 25 мм, а затем тщательно утрамбуйте.

Асфальт холодного приготовления

Асфальт холодного приготовления можно сразу укладывать на место. Хотя в принципе он предназначен для отделки поверхности, но может с успехом быть использован и ля создания дорожки. Выложите асфальт на подготовленное основание. разровняйте граблями и утрамбуйте катком. Чтобы разнообразить полученную поверхность, можно вставить в слой асфальта соколки камней.

Булыжник

Булыжники обычно закладывают в слой сухой бетонной смеси толщиной 50 мм, которая уложена в подготовленную узкую траншею. Вставьте булыжники и утрамбуйте их, но так, чтобы они все были на одном уровне. Полейте дорожку водой — бетонная смесь затвердеет, а камни станут чистыми.

Деревянные дорожки

Деревянные дорожки хорошо выглядят в сельской местности. Выкопайте траншею глубиной 20 см, уложите в нее смесь гравия и песка толщиной 5 см, утрамбуйте ее и выровняйте. Распилите ствол и толстые ветки дерева на плашки толщиной 15 см и положите их на подготовленную подушку, слегка присыпав песком острые края. Кладите с учетом формы, цвета и размеров каждой плашки, чтобы образовался определенный рисунок. Надежно укрепите их в смеси гравия с песком и еще засыпьте смесь между ними, чтобы заполнить все пустоты и неровности. Метлой сметите все излишки смеси, пока она не окажется вровень с верхней частью деревянных плашек. Выпирающие плашки вколотите молотком. Такую дорожку можно дополнительно украсить стелющимися растениями (устойчивыми к вытаптыванию). Для этого удалите немного смеси песка с гравием, заменив ее соответствующим количеством почвы. После посадки полейте растения.

Подготовка основания дорожки

Многие дорожки, которые должны выдерживать обычную нагрузку, не нуждаются в особо прочном основании и могут быть сооружены просто на уплотненном грунте. Установите разметочные колышки и натяните между ними шнур — так вы определите форму и направление будущей дорожки. Затем удалите растения и камни и снимите верхний слой почвы в пределах этих направляющих линий. Если дорожка проходит по лужайке, спланируйте ее таким образом, чтобы покрытие было на 2 см ниже уровня окружающей почвы, иначе при покосе могут быть повреждены ножи косилки. Тщательно уплотните открывшийся нижний слой грунта трамбовкой или садовым катком. Если дорожка длинная, лучше делать ее по частям, а не выкапывать траншею на всю длину за 1 прием. Проверьте горизонтальность вашего основания с помощью уровня, положенного на длинную деревянную рейку. Если дорожка идет неровно из-за сложного рельефа местности, следите за тем, чтобы дно вашей неглубокой траншеи повторяло неровности окружающего места. Обеспечьте сток воды с дорожки соответствующим ее наклоном. Насыпьте несколько тачек песка на подготовленный грунт и разровняйте его так, чтобы получить слой толщиной 5...7,5 см.

Бордюры

Можно использовать готовые бордюры. Такой бордюр устанавливается без строительного раствора просто в узкую щель, вырытую рядом с дорожкой.

Добавка плотного материала

В том случае, когда дорожка должна выдерживать нагрузки, превышающие нормальные, или когда грунт слишком мягкий, необходимо сначала выложить плотную подушку. Насыпьте в основание вырытой траншеи слой толщиной примерно 7,5 см из плотного материала, утрамбуйте его с помощью трамбовки или садового катка, затем насыпьте слой песка толщиной 2,5...5 см и разровняйте граблями. Теперь основание полностью готово для укладки материала, составляющего поверхность дорожки, независимо от того, будет ли это свежий бетон, готовые плитки, кирпичи, мозаичный материал или любая их комбинация.

Стыки в бетонных дорожках

Температурные колебания заставляют бетон то сжиматься, то расширяться. И если за этим не следить, то дорожка из сплошного бетона треснет в слабых или подверженных большому напряжению местах. Разделите планируемую под дорожку землю на участки длиной около 2 м и вставьте в этих местах поперек планки из предварительно обработанного защитными средствами мягкого дерева толщиной около 12 см. Следите за тем, чтобы эти стыковочные планки были расположены под углом 90° к опалубке даже в том случае, когда она имеет витую форму. Стыковочные планки устанавливайте, фиксируя их на месте небольшим количеством влажного бетона так, чтобы они оказались заподлицо с опалубкой. Залитый на дорожку бетон утрамбуйте с обеих сторон стыка, чтобы не сместить планку.

Поделиться с друзьями