В развитых странах сегодня здания потребляют почти половину расходуемой энергии. Для ее производства используют огромные объемы невозобновляемых ресурсов, загрязняя атмосферу и сокращая пригодную для обитания человека среду. Но традиционные офисные «башни», торговые центры и многоэтажные жилые «пластины» мегаполисов, требуя все больше энергии, не позволяют человеку снизить ее потребление до разумных пределов....
В его нынешних границах Владивосток занимает вытянутый с севера на юг узкий и гористый полуостров Муравьева-Амурского. Особенности топографии и микроклимата предопределили линейное развитие города от сравнительно компактного центра на север, по западному побережью полуострова. Наличие практически только одной транспортной связи между южными и северными районами города, его пригородом и аэропортом породило транспортные проблемы и интенсивное загрязнение воздуха. Стесненная рельефом сверхплотная застройка территории за последние 30-35 лет, привела к практически полной вырубке зеленых массивов в черте города и значительной экологической деградации его жилой среды.
Но, как результат воздействия региональных социальных и экономических факторов, определявших до недавнего времени тенденции развития Владивостока, предложения нового генерального плана в значительной степени идут в русле тенденций экстенсивного развития за счет застройки зеленых массивов – легких города, и прибрежных рекреационных территорий (жилые районы Зеленый угол, бухта Патрокл, магистраль-дублер с зоной отчуждения на п-ове Де-Фриз).
В развитых странах сегодня здания потребляют почти половину расходуемой энергии. Для ее производства используют огромные объемы невозобновляемых ресурсов, загрязняя атмосферу и сокращая пригодную для обитания человека среду. Но традиционные офисные «башни», торговые центры и многоэтажные жилые «пластины» мегаполисов, требуя все больше энергии, не позволяют человеку снизить ее потребление до разумных пределов. Следуя по пути «сверхурбанизации», мы будем обречены на импорт устаревающих технологий и ноу-хау, в т.ч. в градостроительной культуре и культуре формирования антропогенной среды. В немалой степени под воздействием внешних факторов - взгляд на Россию как сырьевой придаток развитых стран и растущих Азиатских экономик, мы стоим перед опасностью сформировать региональный рынок сбыта зарубежных архитектурных секонд-хэнд идей и технологий.
Деградация окружающей среды сегодня – глобальная проблема, успех или провал в решении которой определит перспективы сохранения цивилизации, это общепризнано. Поэтому, отвечая на вызов третьего тысячелетия, необходимо предложить концепцию развития Владивостока как модели городского поселения третьего тысячелетия, основанного на принципах устойчивого развития. Только разработка перспективной модели городского экопоселения третьего тысячелетия – как вызов современным тенденциям и традициям – будет способна привлечь передовые отечественные и зарубежные интеллектуальные силы, инновационные технологии, стимулировать разработку, внедрение и развитие новых технологий и идей в регионе и их последующий экспорт в страны АТР.
Главное направление развития проекта «Владивосток АТЭС 2012» следовало бы сформулировать как создание площадки реализации инновационных идей и технологий для стран АТР и России, имеющей целью сформировать и реализовать модель устойчивого развития городских поселений третьего тысячелетия.
Владивосток будущего – город, включающий естественные ландшафты в городские пространства, город в котором тепловой комфорт улиц и зданий обеспечивается за счет заимствования природных форм с минимальным использованием инженерных средств климатического контроля; город «без отходов» на основе внедрения ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии; город как часть уникальных природных комплексов региона, обеспечивающий их ресурсосберегающее освоение на принципах устойчивого развития.
Реализация принципа «интегрированного в окружающую среду города» особенно важна для Приморского края, с его еще в сравнительной степени нетронутыми ресурсами Уссурийской тайги, сельхозугодиями, находящимися в значительной части вне зоны загрязнения мегаполисов (центральное Приморье) и прибрежными бухтами с перспективой развития марикультуры, учитывая скачкообразный рост спроса на экологически чистые продукты питания и лекарства в странах региона (Китай, Япония, Корея). Такой подход еще дает шанс в развитии не только Владивостока, а всего региона южного и центрального Приморья как модельного региона устойчивого развития человечества в третьем тысячелетии.
Владивосток в наши дни в безветренную погоду зимой
Фрагмент статьи из сборника VI Всероссийской конференции МГУ им. Ломоносова «Возобновляемые источники энергии». Павел Казанцев
Комментарии