Дом Роби, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом в 1908 г. в стиле «домов прерий», был построен в 1908 — 1910 г.г. в Чикаго.

Содержание
Этот особняк является одним из лучших произведений первого периода творчества Райта.
История
Дом проектировался и строился для Фредерика Карлтона Роби (1879–1962).
Роби хотел иметь резиденцию, которая включала бы в себя последние архитектурные инновации, а не старомодные детали обычных зданий. Он набросал предварительные планы своего дома, показав их нескольким строителям, которые сказали ему: «Тебе нужен один из этих чертовых домов Райта».
В конце 1906 года Роби и Райт впервые обсудили проект дома.
Проектирование
В 1958 году Роби вспоминал, что он хотел дом, освещённый естественным светом, с непрерывным жилым пространством, простыми приспособлениями и минимальным количеством безделушек.
Он также хотел несколько спален, детскую и закрытый двор для своих детей, и он хотел иметь возможность смотреть наружу, не позволяя прохожим заглядывать внутрь.
Роби избегал старых архитектурных стилей, таких как стиль Кейп-Код, и он также не хотел монументального здания или темных кладовок. Кроме того, он хотел огнестойкий дом, особенно сделанный из стали и бетона.
Историк Дональд Хоффманн писал, что Роби перенял многие аспекты философии дизайна Райта как свои собственные. По словам Хоффмана, дом должен был быть «радикальным и мужественным», поскольку Райт проектировал конструкцию в основном вокруг потребностей Роби.
Райт спроектировал дом Роби в своей студии в Оук-Парке, штат Иллинойс. Однажды ночью он сел с чистым листом бумаги и набросал три схемы дома.
Роби подписал рабочие чертежи своего дома в конце марта 1909 года и вскоре после этого началось строительство.
Дизайн
Поскольку участок был ровным и значительно длиннее с одной стороны, Райт спроектировал дом как длинное, низкое здание, аналогично другим зданиям в стиле прерий. Таким образом, даже несмотря на то, что дом трёхэтажный, массивность создаёт впечатление одноэтажного дома с небольшой мансардой.
Сильный горизонтальный акцент дизайна был нетипичен для домов, которые, как правило, подчёркивали свои вертикальные детали. По словам Райта, дизайн с низкой посадкой был призван придать дому «более тесную связь с внешней средой и далеко простирающимися видами».
Поскольку Райт не смог добавить сад, дом вместо этого украшен урнами и кашпо. Основные комнаты на втором этаже приподняты; это обеспечивало конфиденциальность, поскольку позволяло видеть наружу, не давая прохожим заглядывать внутрь.
Дом смещён относительно Вудлон-авеню, но основная крыша и одна из стен по периметру выходят за западный фасад, что уменьшает визуальный эффект смещения.
Огромные свесы крыши усиливают ощущение защищенности, затеняют окна и защищают террасы и балконы от прямых солнечных лучей и осадков.
«Ядро дома» чётко прослеживается снаружи в виде мощного каминного массива с дымовой трубой. В доме отсутствует особняковая парадность: лестницы скромны, общий вид здания и деталей строгий. Хорошо выражен человеческий масштаб.
В проекте дома Роби чётко сформулированы следующие приёмы:
- асимметрия;
- простые объемы;
- гладкие плоскости;
- многоплановость;
- горизонтальность;
- консоли;
- метрический ритм;
- ленточное остекление;
- отсутствие орнаментации;
- гибкий план.
Особняк выходит продольным фасадом на улицу. В связи с этим, вероятно, Райт использовал нехарактерные для него приёмы:
- палисадник перед домом;
- расположение главных помещений на втором этаже.
Планировка
Весь массив включает несколько террас, которые расположены на разных уровнях, в дополнение к крышам, которые выступают наружу.
Дом занимает площадь около 842,2 м² с четырьмя спальнями, шестью ванными комнатами, одиннадцатью туалетами и помещениями для прислуги.

План первого этажа
На первом этаже есть бильярдная, игровая и несколько подсобных помещений. Гостиная, столовая, кухня, гостевая спальня и помещения для прислуги находятся на втором этаже, а три дополнительные спальни занимают третий этаж.

План второго этажа
Общая комната и столовая представляют собой единое пространство, разделённое лестницей и камином, являющимися «ядром» постройки.

План третьего этажа
Балкон, отделённый от интерьера сплошным рядом окон, позволяет зрительно объединить внутреннее и внешнее пространство.

Фрагмент интерьера гостиной
Пристроенный к дому гараж вмещает три машины.

Вход в дом и гараж (справа)
Пристроенный гараж был новинкой, когда дом был построен; в то время автомобили считались особенно уязвимыми к возгоранию, поэтому дома обычно имели отдельно стоящие гаражи.
Заключение
Дом Роби является достопримечательностью Чикаго и национальным историческим памятником. Он является частью Архитектуры 20-го века Фрэнка Ллойда Райта, обозначенного как объект Всемирного наследия.
Дом Роби оказал большое влияние на дальнейшее развитие жилой архитектуры, помогая популяризировать такие детали дизайна, как панорамные окна, крыши с широкими свесами и пристроенные гаражи.
Комментарии