Millard House (La Miniatura) — дом из бетонных «текстильных» блоков, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом и построенный в 1923 году в Пасадине, Калифорния.
Содержание
История
Дом Элис Миллард (Millard House) в Пасадине, первый из четырёх блочных домов, спроектированных Фрэнком Ллойдом Райтом в 1920-е годы. Все эти дома были построены в округе Лос-Анджелес в 1923 и 1924 годах.
Концепция
Райт обратился к бетонным блокам как к новому строительному материалу. Райт писал, что он решил строить из бетонных блоков, поскольку они были «самой дешёвой и самой уродливой вещью в строительном мире».
Дома из текстильных блоков были названы так из-за их богато текстурированных, похожих на парчу бетонных стен.
Этот стиль был экспериментом Райта в модульном жилье, так как он стремился разработать недорогой и простой метод строительства, который позволил бы обычным людям строить свои собственные дома из сложенных блоков.
Добавляя орнаментальные узоры к массово производимым блокам, Райт надеялся, что блоки могут стать «материалом для кладки, способным на большое разнообразие архитектурной красоты».
Писатель Хью Харт так описал концепцию Райта: «Объединив декор и функцию, экстерьер и интерьер, землю и небо (перфорированные блоки служили световыми люками) Райт рассматривал свой подход как совершенно современное и демократичное выражение своего идеала органической архитектуры».
Дизайн
Стремясь объединить Millard House с землёй, Райт спроектировал дом так, чтобы он примыкал к крутому оврагу участка, расположив его среди деревьев. Бетонные блоки были изготовлены с использованием песка, гравия и минералов, найденных на участке.
Используя грубо текстурированные блоки землистого оттенка Райт стремился смешать дом с цветом и формой деревьев и склона холма. Хотя дизайн во многом отличался от предыдущих работ Райта, он соответствовал его давней любви к натуральным материалам и его вере в то, что здания должны дополнять своё окружение. Позже он сказал, что Millard House «принадлежит земле, на которой он стоит».
Конструкция
Для возведения несущих стен дома с фасадом простой формы были использованы бетонные текстильные блоки, между которыми была заложена арматура. Блоки были отлиты прямо на месте строительства в формах по проекту Райта.
Стены выполнены двойными с воздушной прослойкой между наружными и внутренними блоками. Таким образом удалось получить стены из дешёвого несгораемого материала, не нуждающегося в отделке.
За счёт огромной термической массы и вентилируемой воздушной прослойки удалось добиться постоянной температуры в доме и высокого уровня комфорта.
Текстильный блок
Текстильные блоки квадратные со стороной 15 см и толщиной 7,5 см. Элементы формируются с помощью форм.
Часть блоков отлита гладкой, а часть — рельефной. Рельефные блоки имеют два варианта: сплошной и перфорированный со стеклянными вставками. И тот и другой рельефный блок имеет композицию в форме креста в центре и перекрывающиеся квадраты по углам, создавая рельефный рисунок, повторяющийся на стене с добавлением последовательных блоков.
Трёхмерная текстура блока нарушает монотонность плоских стен и добавляет игру света и тени на внешних стенах и внутренних стенах.
Угловой блок имел выдающиеся и чётко определённые края, происхождение которых было утеряно из-за износа, вызванного воздействием внешних факторов. Цвет и текстура бетона напоминают скалистый ландшафт каньона, где стоит дом.
Литьё бетона в деревянную форму обеспечило рельефный рисунок лицевой стороны с одной стороны и гладкую поверхность с другой.
Кубические блоки с перфорацией, заполненной стеклом, подчёркивают слияние интерьера с экстерьером. Относительно небольшой размер блоков позволяет конструкции следовать контуру ландшафта.
Планировка
Дом площадью 220 м² состоит из вертикального трехэтажного объёма, построенного на участке неправильной формы площадью 4230 м².
На первом этаже расположены: кухня; комната для прислуги; столовая, выходящая на террасу с бассейном.
На втором этаже находятся: главный вход; гостевая комната; двухэтажная гостиная с камином и балконом.
На третьем этаже находится спальня Элис Миллард с балконом, выходящим на гостиную и открытую террасу.
Светопроёмы на верхнем этаже минимальны, чтобы сильная жара Калифорнии не перегревала помещения. Нижние этажи, будучи более защищёнными растительностью участка, имеют щедрые проёмы.
Рядом с домом расположен гараж.
Через стеклянные вставки перфорированных блоков мягкий естественный свет проникает в помещения.
Там, где существует недостаток прямого естественного света, архитектор разместил окна от пола до потолка. Это создаёт атмосферу, в которой есть что-то театральное, и подчёркивается видом, который достигается через возвышенные платформы, балконы, неожиданные отверстия, скрытые точки наблюдения и щедро открытые пространства.
Критика
Первоначальная критическая реакция на Millard House и текстильные блочные конструкции не была положительной. Дома были встречены «взрывами смеха», поскольку архитекторы были потрясены, увидев, что обычный строительный материал используется для фасадов и внутренних стен дорогих домов.
Позже The New York Times написала о домах в Калифорнии, построенных Райтом в 1920-х годах: «Не помогло то, что в то время он был одержим непроверенным и (предположительно) недорогим методом строительства из бетонных блоков. Какой богатый человек, спрашивали многие, захочет жить в таком доме?
Невзирая на критику сам Райт очень гордился Millard House. Он сказал о нём: «Я бы лучше построил этот маленький дом, чем собор Святого Петра в Риме».
С годами критические взгляды на Millard House стали положительными, и теперь он считается одним из лучших произведений Райта.
Заключение
В 1969 году La Miniatura была включена в группу из двенадцати достопримечательностей Лос-Анджелеса.
В 1976 году дом был включён в Национальный реестр исторических мест.
В 1980 году газета The New York Times отметила, что Millard House известен во всем мире, и включила его в число немногих зданий в Лос-Анджелесе, которые «стали классическими произведениями XX века».
Комментарии