Выдающийся финский архитектор Хуго Алвар Хенрик Аалто по-новому применил принципы функционализма и модерна и выработал свой особый архитектурный стиль.
Содержание
Особенности фирменного стиля Алвара Аалто
Алвар Аалто заложил в качестве ведущего принципа проектирования своих сооружений органичное единство постройки и окружающей природы. Он использовал условия местности, подчиняя формы здания особенностям ландшафта.
Аалто говорил: «Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и её основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники».
Строгость линий и пространственных композиций соединилась в его постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Одним из таких образных акцентов стал волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки.
Волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, с годами превратилась в характерную примету фирменного стиля Аалто.
Другими приметами стали:
- свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости;
- постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом.
При этом Аалто пришел к важному выводу, что каждому строительному материалу присуща своя определённая область применения.
Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой сдержанный европейский аналог творчества Фрэнка Ллойда Райта. Первичные замыслы мастера, пронизанные внутренним романтизмом, рождались часто не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций.
Естественный свет в архитектуре
Суровый климат Скандинавии ограничивает возможности для применения плоских крыш и обильного ленточного остекления.
Аалто широко применяет в качестве ловушек естественного света фонари верхнего света (зенитные фонари) и окна верхнебокового освещения (клерестории). Наиболее ярко это проявилось в спроектированных им библиотеках, где желание получить комфортную световую среду и более свободную совершенную форму приводит к созданию зенитных фонарей-ловушек естественного света, являющихся неотъемлемой частью веерообразной формы залов.
Залы библиотек напоминают цветок, разворачивающийся к потокам света. Различная мера освещённости отдельных фрагментов единого пространства чётко разделяет его на зоны. Свет становится формообразующим фактором.
Верхняя оболочка здания, образующая ловушки дневного света является органичной частью формы здания. Возможно, отдельные теоретики и осудили бы такое сравнение, ибо подобные метафоры применялись ранее к органической архитектуре Фрэнка Ллойда Райта. Но подобное сравнение вовсе не умаляет достоинств этой формы, а скорее — позволяет понять её значимость. Ведь при создании художественной формы очень важно, чтобы она была не только эстетичной и комфортной, но и внушала бы представление о способе достижения этих качеств.
Зенитные фонари интегрированы с источниками искусственного света. В вечернее время бестеневое освещение обеспечивается источниками искусственного света, а функции рассеивателей выполняют стены.
Зенитные фонари в проектах Аалто не воспринимаются как независимая от интерьера форма. Криволинейная плоскость этих фонарей, отражающая свет, становится, по существу, и потолком.
Это выдающийся пример формообразующего воздействия света на форму. Теперь уже не зенитный фонарь, а форма здания в целом улавливает и распределяет свет. Форма становится световой. Интеграция света, пространства и формы достигают высочайшего уровня.
Попробуйте убрать здесь проёмы — асимметричный слепок пространств читальных залов будет казаться композиционно странным. Пространство, форма и свет становятся едины.
Вилла Mairea
Для нас основной интерес представляют спроектированные Аалто загородные виллы, самой знаменитой из которых является Mairea (Нормаркку, 1938–1939).
Все помещения первого этажа объединены в одно открытое пространство. Их разделяют лишь тонкие колонны в японском стиле, разное напольное покрытие, разные уровни пола.
Здесь ярко проявляется талант Аалто в использовании единства естественных материалов, в том числе и в интерьере: потолок большой гостиной подшит сосновыми рейками, колонна из стальной трубы отделана берестой. Гостиная (как и у Райта) разделена на отдельные, независимые друг от друга части различного назначения.
Натуральное дерево, белая штукатурка, керамическая плитка, необработанный камень, из которого сложены камины, создают уникальное сочетание модернистского и исконного, архаичного, заставляющего чувствовать себя здесь уютно.
Многие историки архитектуры считают виллу Mairea самым комфортабельным частным домом в истории ХХ века.
Заключение
Архитектурные интересы Алвара Аалто охватывали широкий спектр от регионального планирования, до планировки церквей, общественных зданий и жилых домов для одной семьи. Алвар Аалто являлся пионером в области исследования возможностей использования слоистой древесины в архитектурных и мебельных конструкциях.
Комментарии